В этой работе разбирается проблема множественного наследования в языке программирования С++ и возможное ее решение путем применения абстракций интерфейсов.
Множественным наследованием является образование класса путем наследования одновременно нескольких базовых классов. Штука полезная и одновременно с этим проблемная. Разберем пример, в котором появляется множественное наследование, приводящее к проблеме.
Классическим заданием для начинающего программиста является задача написать классы, реализующие иерархию Человек - Студент - Сотрудник. Обычно первым же решением есть образование трех классов в виде:
class Человек { ... }; class Сотрудник : public Человек { ... }; class Студент : public Человек { ... };
В классе Человек декларируются несколько виртуальных и, возможно, абстрактных, функций, которые переопределяются / реализуются в классах-наследниках. Схема на первый взгляд совершенно очевидна и практически ни у кого не вызывает подозрений. Схема реализуется в программе и программа сдается в работу.
Проблема возникает позже, когда оператор приходит и говорит:
- У меня есть человек, который одновременно и сотрудник и студент. Что мне делать?
Реализованная схема, вообще говоря, не предполагает такого варианта - могут быть либо сотрудник, либо студент. Но что-то делать надо. В этот момент приходит на помощь множественное наследование. Программист, не долго думая, создает еще один класс, образованный наследованием и от Сотрудник и от Студент:
class СтудентСотрудник : public Студент, public Сотрудник { ...};
На первый взгляд все в порядке, на второй - полный бардак. Дело в том, что класс Сотрудник, как он был декларирован, содержит в себе полную копию класса Человек. То же самое относится и к классу Студент. Таким образом, класс СтудентСотрудник будет содержать в себе уже 2 копии класса Человек. При этом функции класса Сотрудник будут работать со своим экземпляром класса Человек, а функции класса Студент - со своим. В результате корректного поведения добиться практически очень трудно. В классе СтудентСотрудник придется переопределять все функции базовых классов и вызывать соответствующие функции базовых классов, чтобы модификации обеих копий класса Человек прошли когерентно.
Обнаружив такую ситуацию путем тяжелой отладки, программист приходит к необходимости применения виртуального наследования для исключения дублирования класса Человек. Проблема состоит в том, что виртуальное наследование требует модификации графа наследования базовых классов. Требуемая схема имеет вид:
class Человек { ... }; class Студент : virtual public Человек { ... }; class Сотрудник : virtual public Человек { ... }; class СтудентСотрудник : public Студент, public Сотрудник { ... };
В этом варианте решена проблема однозначной входимости класса Человек во все классы. Но остается вопрос - не возникнет ли такой же проблемы и дальше с полученным классом СтудентСотрудник? И будет ли возможность произвести модификацию уже работающего кода? В такой ситуации руки могут опуститься - следует либо согласиться с существованием проблемного кода либо действительно идти на полную переработку программы.
Тем не менее элегантное решение существует. Это реализация базовых классов по принципу интерфейсов. Язык С++ не содержит языковой поддержки интерфейсов в явном виде, поэтому будем их эмулировать. Принцип интерфейса состоит в том, что его задачей является не столько реализация класса, сколько его декларация. Нормализуем исходную задачу:
class БытьЧеловеком { ... }; class БытьСтудентом { ... }; class БытьСотрудником { ... };
Исходя из нормализованного множества классов, получим дополнение:
class Человек : public БытьЧеловеком { ... }; class Сотрудник : public БытьЧеловеком, public БытьСотрудником { ... }; class Студент : public БытьЧеловеком, public БытьСтудентом { ...}; class СтудентСотрудник : public БытьЧеловеком, public БытьСтудентом, public БытьСотрудником { ... };
Формально говоря, такая схема построения классов вполне работоспособна за исключением того, что во многих случаях программисты относятся к интерфейсам слишком уж буквально - оставляют в них только абстрактные функции и реализуют эти функции только в классах-наследниках. В результате полностью выхолащивается идея повторного использования кода. Основанием для нереализации функций в интерфейсных классах обычно служит то, что в классе - интерфейсе нет "ядра" объекта. В нашем случае ядром объекта или классом, реализующим возможность существования объекта, может выступать класс БытьЧеловеком.
Возможным решением проблемы является передача конструктору интерфейсного класса указателя на конструируемый объект с тем, чтобы его запомнить в своем частном поле данных и использовать при реализации функций интерфейса.
Примерно по схеме:
class БытьСтудентом { БытьЧеловеком& m_БытьЧеловеком; public: БытьСтудентом( БытьЧеловеком& init) : m_БытьЧеловеком( init) { ... }; }; class Студент : public БытьЧеловеком, public БытьСтудентом { public: Студент() : БытьЧеловеком(), БытьСтудентом( *this) { ...}; };
В этой схеме, согласно стандарту, также есть проблема - стандарт не гарантирует инициализации конструкторов, указанных в списке инициализации, в том порядке, в котором они перечислены в этом списке. Поэтому мы, передавая *this как аргумент конструктора базового класса, получаем ссылку на негарантированно определенный объект. Выйти из этой ситуации можно, если декларировать конструктор без аргументов и создать дополнительную функцию инициализации, зависящую от *this. Но дублирование ссылок, хранимых в интерфейсных классах, тем не менее, сохраняется и это есть некрасиво.
Для решения этой задачи есть чрезвычайно красивое, на мой взгляд, решение. Решение заключается в том, чтобы не хранить ссылку на ядро объекта, а получать ее динамически. Для этого применяется оператор приведения типа dynamic_cast, применяемый не к классу, а к объекту в процессе работы программы. Пример:
class БытьСтудентом { public: БытьСтудентом(){}; virtual void Func( void); // пример функции, обращающейся к ядру объекта { БытьЧеловеком* ptr = dynamic_cast< БытьЧеловеком* >( this); if( ptr) { // используем ядро } }; };
На первый взгляд, приведение типа БытьСтудентом к типу БытьЧеловеком невозможно, поскольку никто их этих классов ни от кого не наследован. Но дело в том, что оператор dynamic_cast определен не для классов, а для объектов. И если при исполнении кода Func реальный объект, для которого эта функция выполняется, имееет класс, унаследованый от БытьЧеловеком, то оператор вернет правильное значение. Согласно стандарту, оператор приведения типа dynamic_cast имеет два вида поведения если приведение невозможно - вернуть нулевое значение либо возбудить исключительную ситуацию. Оба варианта нас полностью устраивают.
Я считаю, что в модели применения интерфейсных классов для решения проблем множественного наследования будет также красиво построить интерфейсные классы с конструкторами, не требующими обращения к ядру объекта. Впрочем, это уже из области философии помехоустойчивого программирования.
Пользователь под именем ar предложил уточняющие модификаторы имен.
class БытьЧеловеком { ... }; class БытьСтудентом { ... }; class БытьСотрудником { ... }; class БытьЧеловеком { public: virtual БытьЧеловеком & get_nonconst_БытьЧеловеком() = 0; virtual const БытьЧеловеком & get_БытьЧеловеком() = 0; ... }; class БытьСтудентом { public: virtual БытьСтудентом & get_nonconst_БытьСтудентом(); virtual const БытьСтудентом & get_БытьСтудентом() = 0; ... }; class БытьСотрудником { public: virtual БытьСотрудником & get_nonconst_БытьСотрудником(); virtual const БытьСотрудником & get_БытьСотрудником() = 0; ... };
Исходя из нормализованного множества классов, получим дополнение:
class Человек : public БытьЧеловеком { ... }; class Сотрудник : public БытьЧеловеком, public БытьСотрудником { ... }; class Студент : public БытьЧеловеком, public БытьСтудентом { ...}; class СтудентСотрудник : public БытьЧеловеком, public БытьСтудентом, public БытьСотрудником { ... }; class БытьСтудентом { public: БытьСтудентом(){}; virtual void Func( void) // пример функции, обращающейся к ядру объекта { БытьЧеловеком & self = get_nonconst_БытьЧеловеком(); // используем ядро }; };
Здесь используется не операция dynamic_cast, а одна из виртуальных функций, которая соответственно может быть и переопределена. Довольно занимательная конструкция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий