четверг, 24 марта 2016 г.

Александр Концедалов. Часть 8. Встреча MUMPS-миров: американцы в Москве

Александр Концедалов, истории о MUMPS в СССР, как это было.
Почтовый адрес: un7gak@mail.ru
Коротковолновый позывной: UN7GAK
Официально зарегистрированная ассоциация пользователей «Союз-Диамс» немедленно стала получать официальное признание на западе у наших коллег. Настал своеобразный «карнавал конференций MUMPS». Первая зарубежная конференция, где наша страна была представлена официально, состоялась в Праге. Затем в Копенгагене. Я не участвовал, хотя и был приглашен. Причина тому весьма прозаическая - поездки следовало финансировать за свой счет (и отрываться от текущей рутины на работе).

Всю организационную работу выполнял оргкомитет, которым фактически руководил Семен Каган. Я же входил в состав комитета только номинально, по существу не выполняя ни какой работы.

Но вот и наступило событие, которое фактически стало завершением вступления нашей ассоциации в цивилизованный мир пользователей MUMPS - к нам приехала солидная делегация из Северной Америки. Делегацию возглавлял президент североамериканской ассоциации пользователей MUMPS, он же возглавлял информационную систему, охватывающую 256 (два в восьмой степени!) американских госпиталей инвалидов. По тем временам это была довольно большая распределенная база данных на MUMPS. В состав делегации входил председатель комитета по MUMPS из американского института стандартов. Кроме него прибыли три представителя разных фирм, производителей MUMPS для различных архитектур компьютерного оборудования. В их числе, представитель MSM. Я не привожу их имен, не доверяя собственной памяти. Даты, имена участников событий можно точно установить, подняв журналы «Союз-Диамс». Целью моих записок является освещение моментов этого события, которые не могли быть поданы в журнальном отчете о встрече.

Первая встреча состоялась в офисе у Семена Кагана. К тому времени его офис уже располагался на проспекте Мира, если я не путаю. Семен возглавлял не только ассоциацию пользователей, но и ту самую фирму при Госагропроме СССР, которая занималась разработкой и внедрением информационных технологий. Семен неплохо развернулся в той обстановке: его фирма успешно разработала систему электронного голосования для Верховного Совета СССР (предшественника нынешней российской Государственной Думы) и уверенно тиражировала эту систему в республики Советского Союза. В Казахстане они также успешно установили свою систему электронного голосования.

Первое знакомство состоялось в комнате для совещаний в офисе у Кагана, затем мы отправились на Новый Арбат недалеко от ресторана «Прага» в одно из зданий СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи стран восточного блока). В том здании и проходили заседания Верховного Совета. На одном из этажей нам предоставили комнату для совещаний с длинным столом и избыточным количеством мест. За этим столом стороны представляли участников встречи друг другу и вели официальную часть разговора. Решений не принималось, целью встречи было знакомство участников встречи. Перевод выполняли собственными силами - я получил замечание от наших, что бы выражал мысли простым языком, поскольку мои речи вызывали трудности с адекватным переводом на английский.

Знакомство закончилось в столовой, где в очереди с известными по телевизионным трансляциям заседаниям Верховного Совета политическими деятелями, мы стояли со своими подносами. Американцы не смогли, конечно, оценить уровень русского гостеприимства - ведь они не смотрели русского телевидения.

На этом обеде закончилась первая фаза нашей встречи с американцами. В их программе начиналась культурная часть - фотографирование на Красной площади на фоне Спасской башни и Василия Блаженного.

На следующий день встреча продолжилась в рабочем порядке в том же офисе у Семена Кагана на проспекте Мира.

Да, я упустил из вида, что к тому моменту в компании Кагана работал уже примерно год или более того - Рустем Османов.

Встреча от официального приняла совершенно нормальный, рабочий характер. У американцев была программа для обсуждения вопросов и ознакомившись с ней мы на некоторое время разделились на группы по интересам. Я ушел в небольшое помещение для совещаний с председателем американского комитета по стандарту MUMPS для ответа на его интересовавшие вопросы. А его интересовало главным образом то, чего на наш взгляд недоставало в стандартах на MUMPS. Разумеется, я мог выражать ему только свое личное мнение, и это его устраивало. На мой же взгляд MUMPS, являясь языком сверхвысокого уровня, был очень плохо приспособлен к интерфейсу с системами низкого уровня (программированием на ассемблерах, Си и тому подобное). Поэтому, когда возникала необходимость считывать (или выводить) информацию от источников, программирование которых выполнялось на низком уровне - датчики, адаптеры каналов связи, графопостроители и прочая периферия, возникали большие сложности и отсутствовали стандартные приемы решения этих задач.

Для примера мной приводилась система NTSM, в которой были предусмотрены некоторые средства для такой работы. Как оказалось, и у американцев были уже реализации с включением интерфейса с модулями на языке низкого уровня. Мое сообщение о системе NTSM весьма заинтересовало американца. Он захотел ознакомиться с этой системой. Возникла досадная проблема, корни которой уходили в личные (испорченные) отношения Игоря Фетисова с Семеном Каганом и его фирмой. Я предложил поехать в офис к Фетисову. Председатель комитета стандартов (очень молодой человек) обратился за разрешением к руководителю делегации - тот проверил расчет необходимого на этот визит времени и, с явным сожалением, не разрешил - программа встречи могла пострадать. Меня поразила высокая дисциплина в американской делегации, ведь они не подчинялись друг другу по службе в своей стране, но в составе этой делегации они держались как высокоорганизованная команда.

Отменив визит в «Новые технологии» мы присоединились к остальным участникам встречи. В комнате на трех столах установленных посредине в форме буквы «П» стояли три компьютера, на которых и демонстрировались достижения сторон друг другу.

Когда мы присоединились, Рустем Османов заканчивал демонстрацию американцам своего продукта с интерфейсом «а ля Питер Нортон». В те времена на каждом компьютере обязательно стояла MS DOS и весь интерфейс системы с пользователем обычно выполнял Norton Comander (я думаю, что современные пользователи не поймут, о чем это я...). Работа с этим продуктом Нортона была понятной и очевидной для каждого пользователя персонального компьютера, подобно тому, как для современного - работа с Windows. Рустем выдержал экранное оформление, назначение функциональных клавиш, назначение комбинаций одновременно нажатых клавиш в духе Питера Нортона. Но вместо файлов DOS в на панелях Нортона отражались директории программ и глобалей системы MSM. Этот интерфейс работал очень эффективно в смысле скорости. Одновременно он был очень прост для освоения любым пользователем, имевшем опыт работы в MS DOS.

Затем наступил момент демонстрации многооконного интерфейса, реализованного Рустемом Османовым. Хочу напомнить читателю, что тактовая частота процессора персонального компьютера в то время не превышала 150 МГц, а объем дисковой памяти 20 мегабайт. Поэтому, всякие изыски, типа всплывающего меню или окошка, сильно замедляли работу программ и раздражали пользователя.

Рустем продемонстрировал великолепный многооконный интерфейс, который работал с фантастической для того времени скоростью. Американцы, забыв о своей солидности и официальности, восторженно реагировали на это шоу, как малые дети. Разумеется, они были хорошо подготовленными людьми, чтобы оценить это достижение русских. Рустем, польщенный такой реакцией, попросил меня перевести, что он дарит американцам этот продукт. Американцы стали очень серьезны и стали дипломатично отказываться - поскольку это очень дорогой продукт и они не могут его так принять. После коротких переговоров, они не скрывая радости, приняли подарок, но тут же обнаружили возникшую проблему - ведь весь интерфейс был на русском языке! Мы с Рустемом попытались лихорадочно переводить на английский сообщения из текстов программ этого интерфейса на языке MUMPS, но быстро сдались - объем работы был большой, а времени на это не было ни сколько. Рустем совсем не говорил на английском. Я сказал американцам, что в Америке много русских, и они смогут решить эту языковую проблему на месте. Они согласились.

Американцы сделали ответный ход - передали мне дистрибутив на три инсталляции системы MSM третьей версии. Она только что была издана в Америке. Я отдал дискету Рустему, - кому же, как не ему следует получить первую инсталляцию этой системы? Рустем установил дискету, но перед инсталляцией сказал мне: «Спроси их, можно я попробую снять защиту?». Я перевел вопрос. Представитель MSM с улыбкой сказал, что это совершенно невозможно: в дискете лазерным лучем проделано отверстие, будет непроходимый сбой носителя на физическом уровне, поэтому защиту снять никто не сможет. Рустем сказал: «Спроси еще раз, разрешают они попробовать или нет?». Американцы разрешили. Рустем сказал: «Пусть засекут время». Я перевел. Через семь с половиной минут Рустем попросил чистую дискету и создал на ней незащищенный дистрибутив системы. С этой дискеты немедленно была выполнена еще одна инсталляция на другом компьютере в этой комнате.

Представитель MSM помрачнел, но другие американцы восприняли случившееся явно с возросшим уважением к нашей стороне.

Разумеется, после этого визита американцев в СССР, система MSM v.m 3.0 свободно разошлась по нашей стране.

В разговорах за обедом, продолжилось наше чисто человеческое знакомство. Два брата, известных пользователей системы MUMPS из Кишинева, готовились к эмиграции в Америку. За обеденным столом они рассказали сидевшему рядом со мной председателю комитета стандартов, что ни как не могут сменять свою трехкомнатную квартиру в центре Кишинева на билеты в Нью-Йорк. Он осторожно поинтересовался, в каком городе они собираются жить в Америке, и каковы перспективы с работой. Потом дал понять, что он как-то сможет помочь им с работой и оставил контактную информацию.

Встреча с американцами была очень важной для каждой стороны и завершилась с окончательно сформировавшимся доброжелательным отношением друг к другу.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий