пятница, 25 марта 2016 г.

Александр Концедалов. Часть 3. Появление MUMPS в СССР

Александр Концедалов, истории о MUMPS в СССР, как это было.
Почтовый адрес: un7gak@mail.ru
Коротковолновый позывной: UN7GAK
Запрет на поставку MUMPS в страны восточного блока был нарушен как с Востока, так и с Запада.


На востоке – это Япония, поставила технологию работы портового терминала в городе Владивостоке. Для того, чтобы сократить время простоя судов под грузовыми операциями до допустимого уровня в мировой практике, приобрели всю технологию. Процесс предусматривал сбор информации о размещении грузов на судне по каналам связи заблаговременно до прибытия в порт судна. Информация записывалась в базу данных и использовалась докерами при разгрузке судов. Наличие своевременной информации позволяло без потери времени снимать груз и направлять его либо на склад, либо устанавливать на платформу грузовика, либо на железнодорожную платформу. Не надо объяснять, сколь точно должны быть синхронизированы процессы разгрузки и транспортирования грузов. Управляющей информацией являлась информация о размещении грузов на судне и сопутствующая информация о поставщике, получателе, количестве мест и т.д. База данных была основана на системе MUMPS.

На Западе – это Италия, поставившая информационную систему для обработки писем, жалоб и заявлений граждан (до 3 млн. в год) в Приемную Президиума Верховного Совета СССР. Система была построена на MUMPS. Мне довелось в 1988 году побывать на этой информационно-вычислительной системе – знакомился с опытом, когда подобную систему уже создал сам в Казахстане.

Дальнейшее продвижение сильно покрыто туманом секретности. Но вот некоторые факты за 1984 год:

1. В Москве в институте ИНЭУМ отдел, возглавляемый Остапенко Георгием Павловичем (руководитель группы Смирнов Георгий) заняты подготовкой системы ДИАМС (Диалоговая Многотерминальная Система) в основе которой лежит DSM-11 (Digital Standart MUMPS) Массачусетского происхождения для PDP-11. Система должна работать на советских аналогах PDP-11 СМ-4 (в последующем очень хороших машинах СМ-1420 – функциональный аналог PDP-11/34). Подготовка предполагает введение кириллицы и правильную обработку (сортировку) индексированных кириллицей узлов деревьев. Кроме того, были мелкие проблемы из-за особенностей советской периферии (терминалов, дисков, магнитных лент) – приходилось заниматься драйверами этих устройств. Ну и конечно – документация. Остапенко Г.П. издал книженку: «ДИАМС», которую я скупал во всех Алма-Атинских магазинах, а мои приятели даже присылали экземпляры, купленные в Киеве.

2. В Хабаровске Шутов Сергей Рафаэлевич занимался разработкой прикладных систем на MUMPS.

3. В городе на Неве Ленинграде Анатолий Николаевич Долженков и Виктор Николаевич Лебедев (сотрудники НИИ электрофизической аппаратуры, я думаю, что это из ядерной физики, потому что за ними была тень академика Евгения Велихова) высоко оценив систему MUMPS, реасемблировали ее, и независимо от ИНЭУМа, по настоящему подготовили эту систему к распространению в СССР. Они сделали гигантскую работу: выполнили кириллизацию, разобрали проанализировали ядро системы, исправили кучу американских ошибок, добавили возможность использовать в системе модули, написанные на ассемблере PDP-11. А так же подготовили необходимую для работы документацию. Все это помещалось на дистрибутивной магнитной ленте. Работа была завершена к осени 1986 года. В ее результате мы имели систему, по качеству превосходившую первоисточник. У самих американов она была в худшем состоянии.

4. В городе Вильнюсе (Литва) в производственном объединении Сигма успешно работал с системой Кац Ефим (в последствии эмигрировал в Израиль, потом не знаю куда). Кац Ефим принимал какое-то участие в руссификации MUMPSа, о в последствии – его реализации под UNIX для машины СМ-1700 (это VAX!). Кац с коллегами разработали и установили систему управления производством на Кременчугском автозаводе (там делали КРАЗЫ – 8 тонные дизельные грузовики «лаптежники»).

5. А в столице всего прогрессивного человечества городе герое Москве на автомобильном заводе имени Лихачева работали два интересных человека Фетисов Игорь Владимирович и Османов Рустем (отчество не помню). Как не странно, но тоже с MUMPS. Фетисов вскоре покинул ЗИЛа, чтобы создать систему NTSM (New Technologies Standart MUMPS), но в тот момент он еще не знал этого. А Р. Османов (величайший хакер из всех встреченных мной на жизненном пути) самостоятельно расковырял и адаптировал к родным просторам американский DSM-11. И применял его к задачам ЗИЛовского производства.

6. Могу приводить и приводить факты проявления и применения MUMPS в 1984 году в различных местах и ведомствах нашей отчизны: на грузовой железнодорожной станции в Сокольниках (Москва), Госкомиздате СССР, в закрытых от всех посторонних взглядов конторах МВД и КГБ.

Сам же я в то время переживал очередной кризис упершись лбом в стену несоответствия конвейерной технологии Генри Форда (применявшуюся IBM для пакетной обработки информации на вычислительных центрах) для задач оперативного управления производством, которыми я занимался в тресте КАЗПРОМТЕХМОНТАЖ.

Промышленность СССР к тому времени сделав очередного «козла» в неправильном направлении (выпускали ведь машины СМ-1 и СМ-2) успела вновь твердо встать на путь исправления и уже выпускала машины-копии PDP-11 (называя их СМ-3 и СМ-4, С-семейство, М-малых). Стала появляться кое-какая информация в печати о возможностях этой техники.

Признаюсь, встретил я это очень недоверчиво и холодно. Что за такие «малые» машины там придумали, если мои задачи и большие-то (IBM/360) машины часами мусолят. Особенно неприятно было читать о системе для баз данных – называлась она ДИАМС. Я подумал, что это явно русская система, типа ФОРТРАНА для МИНСКа-32, горький (очччень!) мой опыт с которой вызвал неприятие всех нашенских упражнений на этом поле. Откуда же мне было знать, что ДИАМС был перекрашенным ворованным прекрасным американом. Из-за этих (неправильных!) установок мной потеряно было примерно полгода, когда другие люди уже успешно совершенствовали свои навыки программирования на МАМПСе.

Но кризис моей технологии нарастал (развитие замедлилось до безобразия) и жизнь заставила искать выход. Для начала решено было познакомиться с этой самой «малой» СМ-4 «на ощупь». Заказали немного машинного времени на ВЦ Минздрава КазССР. У них уже была такая СМ-4, они что-то делали на ней в операционной системе ОС-РВ (RSX-11 система реального времени, предназначенная для управления технологическими процессами на технологическом оборудовании). Система плохо справлялась с экономическими приложениями, поскольку этот инструмент был заточен для обработки иного материала.

Но ВЦ продавал машинное время чужим пользователям, что очень благоприятно сказалось в дальнейшем на преодолении моего кризиса.

Очередной раз я пришел в указанное мне время на СМ-4 и застал там таких же как и сам «сторонних заказчиков». Это были две дамы, которые были озабочены кикими-то проблемами, возникшими в их попытках освоить эту «малую» технику. Одну из них звали Вера Васильевна Дьяченко. Это для меня оказалась счастливая встреча. Разговорив дам, я обнаружил, что они как раз пытаются установить ДИАМС, но он не хочет устанавливаться.Из короткой беседы я узнал об американских корнях этой системы, что сразу же заставило меня в корне изменить к ней отношение (о низкопоклонстве перед западом я уже говорил). Разговор закончился сделкой: я предложил дамам отдать мне все материалы (дистрибутив и документацию). За это я им обещал все наладить и сгенерировать – а они могут отчитаться перед своим начальством, будто бы это сделали они. Я так же узнал у дам, где же они взяли этот ДИАМС – оказалось, что в Москве в Госкомиздате.

Систему удавалось установить, но в убогом виде – она работала только в однотерминальном режиме.

При установке инсталляционная программа задавала мне таинственные вопросы типа: «Укажите номер блока и номер карты». На что я пожимал плечами и нажимал . Результат – однотерминальный режим. Но и этого хватало, чтобы опробовать язык, функции и другие достоинства MUMPSа.

Вывод был однозначный – это тот самый сосуд Гроаля, который так мучительно и долго мы ищем. Осталось достать его не ущербным. Но как это сделать? Ведь живем-то мы на краю бывшей Российской империи (периферии) и все важные компьютерные дела и персоны находятся где-то в столицах, да и делаются под покровом тайны (действительно – как нечистые дела).

К этому времени как раз кстати появилась книга Г.П. Остапенко ДИАМС.

Книга не помогла в правильной установке системы, но дала зацепку – надо найти этого Остапеного Г.П. и у него все узнать. Сбор информации по разным каналам указал на то, что Остапенко Г.П. работает в закрытом московском институте ИНЭУМе. Вход посторонним запрещен!

Однако, делать нечего, лечу в Москву, ночую сидя на ступеньках лестничного марша (на газетке) аэровокзала. Утром бреюсь в аэровокзальном туалете и несусь на проспект Вернандского ко входу в ИНЭУМ. Дожидаюсь, пока сотрудники начнут приходить на работу и в их потоке с командировочным удостоверением направляюсь к турникету, где сверяют пропуска с личностью предъявителя. Слегка шокированный моим появлением, вахтер меня отодвинул в сторону, но выдал мне военную тайну, что мол Остапенко со своим отделом находится на «Юго-Западной» по адресу такому-то.

Обрадованный я на метро домчался до «Юго-Западной» и двинулся искать этот адрес. Нашел. Длинное 12 этажное здание. С торца дверь с кодовым замком. Зима, мороз, дверь закрыта. Здание стоит внутри двора с высоким забором. Но щели есть в заборе и заглянув туда, я вижу барабаны с кабелем засыпанные наполовину снегом.

Пока я добирался, рабочий день уже начался и хождение (вхождение) сотрудников прекратилось. Думаю, как же быть. Считаю этажи, окна, соображаю, сколько же там может работать женщин. Оценив примерно их количество считаю вероятность, того что-какая нибудь из них по объективным причинам (в поликлинику, в магазин, детсад и т.д) выйдет наружу. У меня получается, что из этого здания с огромной вероятностью должна выходить или возвращаться одна дама каждые 20 минут. Занимаю правильную позицию у двери с кодовым замком и жду наступления вероятного события. Через семь минут оно наступило. Вышла барышня, а я быстро вошел внутрь боковым зрением следя на наличием охранника. Охранника не увидел, но побыстрее зашел в лифт и нажал кнопку последнего этажа. Лифт остановился, я вышел в длиннющий коридор и стал открывать разные двери и смотреть кто и что там. Но там была обычная АТС (напоминаю, что у меня высокая квалификация связиста) – я понял, что заехал слишком высоко. Последовательно сканируя этажи и комнаты на них, я вскоре увидел то что ищу – стояли компьютеры, возле них хлопотали барышни в медицинских халатах. Первая же из них сказала мне номер комнаты, где находится Остапенко Г.П.

Захожу туда и вижу приемную как у нашего управляющего трестом – симпатичная секретарша занималась своей рутиной. На мой вопрос, могу ли я видеть Г.П. Остапенко он сказала – он вышел, но где-то в здании, подождите.

Из приемной выходило еще две двери одна в отдел, другая в кабинет к начальнику Остапенко.

Указывая на правую дверь в отдел, где сидели программисты, я спросил секретаршу, могу ли я подождать там? Получив разрешение и ощутив себя настоящим промышленным шпионом, я вошел в отдел, тихонько сел на свободный стул и стал наблюдать за работой этого персонала. На столах лежали материалы по операционной системе UNIX. Сидевший недалеко от меня программист сосредоточенно и неспешно читал листинг оригинальной документации на английском языке. Иногда открывал большой словарь, выписывал из него нужные значения встреченного слова на карточку и продолжал читать документ далее. Прошло минут 12. Секретарша сказала, что Остапенко пришел и готов меня принять.

Я вошел в его кабинет, представился, и объяснил проблемму, которая меня к нему привела за тысячи километров. Напоминаю, что я хотел узнать что за номера блока и карты от меня требовал инсталлятор при установке ДИАМСа на компьютер.

Остапенко Г.П. был немного старше меня, он пришел в сильное волнение от моего вопроса. «Где Вы взяли дистрибутив ДИАМСа? Ведь мы еще не сдали систему! А как Вы сюда попали? Сюда же нельзя!»

Продолжение следует. Первая конференция пользователей MUMPS в СССР: 1985 год

1 комментарий:

  1. Не скажу ничего за Японию, но про Италию могу :) Санкции COCOM нарушала не Италия (и, видимо, не Япония), этим занимались в Италии наши “верные” друзья — коммунистическая партия Италии. Только "дружба" эта обходилась Союзу в три-четыре счётчика. Но что было КПСС до народных денег, они ж всегда уверяли, что это всё — забота о народе :) И покупка строжайше санкционированных MicroVAX для “кремлёвской больницы” (ЦКБ в Кунцево) тоже была “для народа” :)

    Кстати, крови нам те MicroVAX в отсутствие поддержки от DEC попили изрядно...

    ОтветитьУдалить