четверг, 24 марта 2016 г.

Александр Концедалов. Часть 7. Советский MUMPS: системы MIDUS и NTSM

Александр Концедалов, истории о MUMPS в СССР, как это было.
Почтовый адрес: un7gak@mail.ru
Коротковолновый позывной: UN7GAK
Я неосторожно назвал эти системы "советскими" только потому, что они возникли еще во времена СССР, но способ их создания был явно другим - создавались они по частной инициативе весьма энергичных людей.

Система MIDUS создавалась небольшой группой в столице Литвы. Начало работ возглавлял Ефим Кац, после его эмиграции на Запад эту работу вели другие люди. Ненадежная моя память не сохранила их имен. Но я очень им благодарен за эту систему, в обществе которой я провел немало времени. Система была написана на языке С и транслировалась компиляторами фирмы BORLAND. В проекте MIDUS новой была идея использования предварительной компиляции текста программы для ускорения времени обработки данных.


Сам подход первых авторов системы DSM-11 опирался на использование только интерпретатора при исполнении программы. Причиной тому были конструкции языка, использовавшие косвенные выражения. То есть, впервые в истории компьютерных технологий, текст программы хранился в том же "деревянном" виде что и данные для обработки. Это позволяло динамически (в процессе выполнения программы) изменять команды на языке MUMPS. Эта гениальная идея препятствовала применению компиляторов, поскольку окончательные адреса данных формировались в момент исполнения инструкции с косвенными аргументами. Применив предкомпиляцию, в MIDUSе компилировали все, кроме команд с косвенными выражениями. При исполнении откомпилированная часть прерывалась на команде с косвенным выражением, которую обрабатывал интерпретатор и затем вновь работала предварительно откомпилированная цепочка команд.

После отъезда Ефима системой занимались два или три человека. Бюджет проекта был ничтожный и, я так думаю, финансовые проблемы были главной причиной того, что систему не удалось широко распространить. Однако сама реализация была весьма качественной и соответствовала американскому стандарту языка MUMPS. В то время Вильнюсское производственное объединение «СИГМА» освоило производство малой машины СМ-1700. Это была копия (аппаратной архитектуры) какой-то модели VAX. Операционной системой на этой машине была UNIX. А вот под UNIX Ефим Кац создал реализацию MUMPS на языке Си. Я полагаю, что эта работа и легла в основу системы MIDUS. Несмотря на то, что у меня появилась возможность для постоянной работы в Алма-Ате с этой системой на СМ-1700, сделать это не удалось из-за загрузки текущей технологической работой (я был системным администратором важных баз данных).

После самораспада СССР я не имел ни какой информации о судьбе этих систем.

История с системой NTSM более богата и продолжительна. Для меня она началась где-то поздней осенью в 1986 году. Реклама в те годы была очень слабо развитой. И вот, в какой-то брошюрке по НТИ (научно-технической информации) мне попала на глаза маленькая заметка размером 3х4 см. Из нее следовало, что московский кооператив «Новые технологии» поставляет всем заинтересованным лицам систему «ДИАМС» собственной разработки. В рекламке сообщался контактный телефон. Все это сообщение не позволяло проникнуться доверием к источнику. Однако, находясь в очередной командировке в Москву, я предпринял попытку дозвониться. Ответил мне Фетисов Игорь Владимирович. Как оказалось, телефон был домашним. Договорились о встрече у него дома и я отправился к «Красным воротам». Руководствуясь полученной по телефону инструкцией, нашел и дом и квартиру. Игорь оказался лет на 8-10 моложе меня. Систему он тут же продемонстрировал на своем домашнем компьютере. Она функционировала, но была еще в процессе первой доводки. Документация оказалась очень слабой и не выдерживала критики. Игорь не принимал участия в конференциях по MUMPS и плохо представлял состояние этого движения в стране. Пробыл у него я несколько часов и уехал с подаренным мне дистрибутивом системы NTSM. Договорились сотрудничать.

В «домашней» обстановке я оценил эту систему на уровне курсовой работы очень способного студента. Несмотря на то, что программная реализация ядра, интерпретатора и других основных компонентов были в хорошем исполнении, все остальное обеспечение было в зачаточном состоянии. Система была еще не рождена, и «вынашивать» ее пришлось больше года. Меня же NTSM привлекала патентной чистотой. Игорь как-то признался мне, что он тоже начинал с реассемблирования какой-то забугорной реализации MUMPSа для РС, но вскоре понял, что строить заново намного проще, дешевле и быстрее, чем перестраивать старое. И он с тех пор твердо стоял на этой принципиальной позиции. Замечу, что к нашему стыду, в Бразилии к тому времени уже имелось 5 или 6 бразильских реализаций стандарта MUMPS. Однако по историко-политическим причинам, у наших программистов руки, головы и образ мышления были более развиты для «расковыривания» чужих программных продуктов, и хуже приспособлены для развития своих.

Итак, в моих оценках NTSM ее патентная чистота превысила все критические возражения. Для себя я принял решение поддерживать Фетисова в этом деле и помочь ему довести систему до товарного вида. А доведение до приличного вида системы требовало как несколько человеко-лет труда талантливых людей, так и денежных инвестиций.

В момент нашего знакомства Игорь переживал не лучшие свои времена. Кооператив «Новые технологии» болезненно распался и находясь в послераспадном шоке Игорь представлял эти «Новые технологии» в единственном числе. Штата у него не было. О финансовом состоянии я не знаю, но думаю, что оно также было не блестящим. В последующие годы, как человек потерпевший катастрофу в коллективном управлении делом, он категорически управлял своей компанией единолично.

Игорь был характерным представителем людей, которых вскоре стали называть «новыми русскими». Обладая своеобразным характером, он энергично разбрасывал по сторонам свой талант и гормоны. Он брался за самые диковинные проекты от промышленного рыболовства на Дальнем Востоке до строительства дорог на Кипре. До перестройки и предпринимательства Игорь закончил московский приличный ВУЗ (уже не помню, какой именно) и поработал в разных государственных учреждениях. На ЗИЛе его сменил Рустем Османов.

Даже в непродолжительные часы общения с ним я неимоверно уставал от его натуры - огромная и плохо управляемая энергия этого человека подавляла собеседников. Думаю, что его постоянным сотрудникам было намного тяжелей. Степень амбиций и гордыни у Фетисова многократно превосходили смертельный уровень. Из-за этого у него постоянно наступали форс-мажорные обстоятельства и неприятности перманентно валились на его голову с небес. Но против себя не попрешь - Игорь настойчиво развивал NTSM ориентируясь на мои замечания, подаваемые в дипломатической обертке и обильно посыпанные сахарком. Критики со стороны он не переносил, что необычайно вредило нашему делу.

В двух следующих конференциях (в Нальчике и Керчи) Фетисов принимал участие. Как оказалось, вновь созданная Ассоциация «Союз-Диамс», согласно всемирным законам развития социумов, к этому времени успела структурироваться - возникли лидеры групп и межгрупповая конкуренция. Вообщем, возникли процессы, которые, в конечном счете, всегда приводят к самораспаду общества. Игорь Фетисов со своей NTSM гордо и мужественно противостоял тем, кто был сторонником систем MSM и DSM-11. К началу конференции в Нальчике Игорь уже разместился в московском офисе в строении рядом с Горбачевским центром (метро Сокол). У него работало несколько человек. И по его инициативе талантливые инженеры, пришедшие из «упавшего» авиационного КБ разработали четырехканальный мультиплексор. Это немедленно открыло возможность превратить Персональный Компьютер в Коллективный Компьютер. Замечу, что компьютерное изобилие наступило много позже, а в то время приобретение простого терминала с встроенной памятью на один экран (4 килобайта) было большой удачей. В это же время уже были доступны машины типа IBM PC/AT. Наличие мультиплексора позволяло на одной машине PC/AT иметь до 5 рабочих мест в каком-нибудь отделе, бухгалтерии или еще где-то.

Игорь привез один мультиплексор на конференцию в Нальчик и после доклада подарил его мне. Мультиплексор был упакован в роскошную картонную коробку, оформленную великолепно даже по сегодняшним меркам. Как я узнал позже, себестоимость этой упаковки превосходила себестоимость лежащего в ней оборудования.

Поскольку я исполнял обязанности ведущего этой конференции, я сидел за столом перед всем залом, и убрать коробку с мультиплексором было некуда, поэтому я невольно выполнял функцию рекламного агента NTSM. В конце-концов конкурирующая с Фетисовым сторона не выдержала и от меня потребовали убрать эту вещь со стола. Что я и сделал, немедленно передав ее кому-то из зала. Однако этот шаг еще больше увеличил эффективность рекламы. Кстати, - мультиплексор оказался вполне рабочим и использовался у нас несколько лет по назначению.

Следующая конференция состоялась в Керчи. На берегу Керченского пролива находился дом отдыха, (не знаю точно, может пионерлагерь, или санаторий) Госагропрома СССР. Семен Каган организовал в нем нашу встречу в начале сентября 1987 года. Отдыхающие уехали из него поскольку начались школьные занятия. Нам удалось покупаться в проливе, отведать местной селедки, которую рыбаки ловили с баркасов недалеко от берега, а их жены торговали на территории нашего пребывания. MUMPS бурно распространялся по стране, завоевывая все новых потребителей и их благодарное признание. Объем информации, поступавшей на конференцию, уже был непосилен для восприятия одним человеком. Работа шла по секциям - своего рода образовались «кружки по интересам».

После окончания конференции организаторы посадили всех в два купейных вагона, полностью выкупленных для участников. И в пути на Москву продолжалась кулуарная часть этой встречи.

Я оказался в одном купе с Виктором Кротовым. Мы были уже знакомы - ведь это он издавал журнал «Союз-Диамс». Постепенно разговор с Виктором вышел за рамки системы MUMPS. Мой собеседник оказался философом и главным делом своей жизни считал писательский труд. Для меня это оказалось столь неожиданным и интересным, что в конце беседы я оказался в его московской однокомнатной квартире на Речном вокзале. В ней Виктор проживал всей семьей - жена и пятеро детей. Старшие дети были студентами, а самый младший был еще маленьким дитем. В семье царила прекрасная атмосфера взаимной любви. Свет любви исходил от каждого члена этой семьи. Я провел замечательный вечер в этом обществе и навсегда сохранил в своей душе ощущение той семейной душевной гармонии.

Виктор был стеснен не только жилым пространством, но и как истинный интеллигент - доходами, которые позволяли держать весьма строгий баланс семейного бюджета.

Издание журнала «Союз-Диамс» не было главным занятием Виктора, но давало ему возможность на служебном компьютере готовить оригинал-макеты своих книг, которые тогда уже можно было издавать за собственный счет. Виктор признался мне, что если бы не это обстоятельство, он бы не работал в той компании, которую возглавлял Семен Каган.

Я знал, что в офисе у Игоря Фетисова имелся компьютер, оснащенный необходимым софтвером для подготовки материалов для издания. Я предложил Виктору идею, которая сводилась к следующему - я смогу убедить Фетисова, что Виктор Кротов может написать хорошую документацию для NTSM, а за это Виктор должен получить возможность беспошлинно использовать издательский компьютер в личных целях. Обдумав этот ход, Виктор согласился, что это был бы приемлемый для него вариант.

Я договорился с Фетисовым об этом. Игорь конечно хорошо понимал, что в силу свойств его личности, сам он никогда не подготовит документацию для своей NTSM на должном уровне. Приехав следующий раз в Москву, я обнаружил, что в офисе компании «Новые технологии» трудятся уже несколько человек, среди которых были Виктор Кротов и Георгий Смирнов. Надежда получить настоящую отечественную реализацию MUMPS стала осуществляться. Когда дело пошло к концу - вылезли мелкие недоработки. К примеру, набор программ в системной библиотеке (имена которых начинаются с символа %) был недостаточен для современной системы. Такого рода мелочи могут затянуть работу надолго, поэтому Фетисов запросил помощи. Я командировал в новые технологии своего лучшего программиста Михаила Шарымова, Сергей Шутов из Хабаровска приехал сам. Наконец цель была достигнута - система NTSM обрела все черты товарного софта и стала распространяться по стране. Мне и самому довелось выполнить достаточно серьезные прикладные проекты в этой системе.

Следует сказать, что русский характер проявился и в соблюдении американского стандарта MUMPS - Игорь без душевных колебаний его расширял, вводя новые возможности. И это было правильно, «ведь мы жили в свободной стране!».

Продолжение: Встреча MUMPS-миров: американцы в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий